Производитель тормозной аппаратуры

Сертификат соответствия № РОСС RU.HA34.H00781

РФ, Республика Татарстан,

г. Набережные Челны

8(8552)78-02-81 

 

Смазочно-очистные работы при СТО

При СТО промывают и продувают сжатым воздухом фильтр регулятора давления воздуха. Регулятор давления (рис. 3.31) предназначен для регулирования давления сжатого воздуха в пневмосистеме тормозов, предохранения пневмосистемы от перегрузки избыточным давлением, очистки сжатого воздуха от влаги и масла, обеспечения накачки шин. 

Сжатый воздух от компрессора через ввод IV регулятора, фильтр 2, канал 11 подается в кольцевой канал 8. Через обратный клапан 9 сжатый воздух поступает к выводу II и далее в ресиверы пневмосистемы автомобиля. Одновременно по каналу 7 сжатый воздух проходит в полость Г под поршень 4, который нагружен уравновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4, соединяющий полость В над разгрузочным поршнем 12 с атмосферой через вывод I, открыт, а впускной клапан 10, через который сжатый воздух подводится в полость B, и разгрузочный клапан 1 под действием пружин закрыты. При таком состоянии регулятора система наполняется сжатым воздухом от компрессора. При достижении в полости Г давления 700... 750 кПа (7,0...7,5 кгс/см2) поршень 6 преодолевает усилие уравновешивающей пружины 5 и поднимается вверх. При этом выпускной клапан 4 закрывается, а впускной клапан 10 открывается, и сжатый воздух из полости Г поступает в полость В. 

Рис. 3.31. Регулятор давления: В — полость над разгрузочным поршнем; Г— полость под следящим поршнем; I. III — атмосферные выводы; II — вывод в пневматическую систему; IV — ввод от компрессора; 1 — разгрузочный клапан; 2 — фильтр; 3 — пробка канала отбора воздуха; 4 — выпускной клапан; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — следящий поршень; 7, 11 — каналы; 8 — кольцевой канал; 9 — обратный клапан; 10 — впускной клапан; 12 — разгрузочный поршень; 13 — седло разгрузочного клапана; 14 — клапан для накачивания шин; 15 — колпачок 

Под давлением сжатого воздуха разгрузочный поршень 12 перемещается вниз, открывая разгрузочный клапан 1, и сжатый воздух через вывод III выходит в атмосферу вместе со скопившимся в полости конденсатом. При этом давление в кольцевом канале 8 падает, обратный клапан 9 закрывается и компрессор работает в разгруженном режиме без противодавления. 

При снижении давления в выводе II и полости Г до 620...650 кПа (6,2...6,5 кгс/см ) поршень 6 под действием пружины 5 перемещается вниз, впускной клапан 10 закрывается, а выпускной клапан 4 открывается. Разгрузочный поршень 12 под действием пружины поднимается вверх, закрывая клапан 1, и компрессор нагнетает сжатый воздух в пневмосистему. Разгрузочный клапан 1 выполняет также предохранительные функции. Если регулятор не срабатывает при давлении 700... 750 кПа (7,0... 7,5 кгс/см), то при давлении 1000...1300 кПа (10...13 кгс/см2) клапан 1 преодолевает сопротивление пружины и открывается. Давление открывания регулируют изменением числа прокладок, установленных под пружиной клапана. 

Для присоединения потребителей сжатого воздуха регулятор давления имеет вывод, закрытый резьбовой пробкой 3, а также клапан отбора воздуха для накачивания шин, который закрыт колпачком 15. Для накачивания шин следут понизить давление в ресиверах до давления включения регулятора 620...650 кПа (6,2...б,5 кгс/см2). При навинчивании штуцера шланга для накачивания шин на клапан 14 последний утапливается, открывая доступ сжатому воздуху в шланг и преграждая его проход в тормозную систему. 

Для промывки фильтра 2 регулятора давления используют моющий раствор МС-6 или МС-8. 

При СТО смазывают трос крана управления делителем передач. Рычаг 4 (см. рис. 2.26) переключения передач установлен в опоре 2, закрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя. Передняя 10 и промежуточная 18 тяги управления перемещаются в сферических втулках 13 из металлокерамики. Втулки уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 25 регулировочный фланец 19. 

Дистанционный привод управления коробкой передач модели 15 отличается от привода модели 14 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 крана управления делителем. Для смазывания троса крана управления делителем следует снять боковую крышку корпуса переключателя крана и выдавить четыре-пять капель масла на трос крана после чего установить крышку переключателя на место. Применяемое масло — ТСп-15к (при температуре не ниже минус 30 °С) или ТСп-10 (при температуре не ниже 45 °С). Заменителем является всесезонное масло ТАп-15В (при температуре не ниже минус 25 °С). 

Шарниры реактивных штанг задней подвески смазывают так же, как при техническом обслуживании в начальный период эксплуатации. 

При СТО заменяют масло в гидросистеме механизма подъема платформы автомобиля-самосвала. Работу выполняют только при полностью опущенной платформе. При смене масла промывают фильтр масляного бака так же, как при ТО-1 (см. п. 3.1) и заливной сетчатый фильтр 1 (см. рис. 3.4). Для слива масла снимают крышку 5 заливной горловины масляного бака и вывертывают сливную пробку 19, а для полного опорожнения гидросистемы отсоединяют рукав (шланг) от всасывающего патрубка масляного насоса. Летом заливают масло индустриальное 20А, зимой — 12А до отметки "В" на щупе 3. После заливки масла три-четыре раза поднимают и опускают платформу при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя (1100... 1300 мин-1) для прокачивания системы и удаления воздуха, после чего проверяют уровень масла в баке и при необходимости доводят его до отметки "В" на щупе 3. 

При СТО автомобиля КамАЗ-4310 проверяют уровень масла в картере редуктора лебедки, при необходимости доводят его до нормы, а при подготовке автомобиля к осенне-зимнему периоду эксплуатации заменяют масло. Уровень масла контролируют по отверстию в боковой части редуктора, вывернув пробку этого отверстия. Для слива масла вывертывают сливную пробку в нижней части редуктора и переходник с предохранительным клапаном из верхнего отверстия в крышке картера, предварительно очистив место вокруг клапана. Заливают масло через отверстие под предохранительный клапан. При температуре не ниже минус 30 °С применяют масло ТСп-15к, а при температуре не ниже минус 45 °С — ТСп-10. Заменителями являются масло ТАп-15В (при температуре не ниже минус 25 °С) или смесь масла ТСп-15к с 10... 15 % дизельного топлива марки "А" или "3" (при температуре до минус 45 °С). 

При подготовке автомобиля к осенне-зимнему периоду эксплуатации заменяют масло в картерах коробки передач, среднего и заднего мостов, а на автомобилях КамАЗ 6x6 — также в картерах раздаточной коробки и переднего моста. 

Осенью заменяют масло в системе гидроусилителя рулевого управления. Отсоединив продольную рулевую тягу 11 (см. рис. 2.28) от сошки 10 или подняв переднюю часть автомобиля так, чтобы колеса не касались пола, снимают крышку бачка 6 насоса 7 гидроусилителя. Вывернув сливную пробку из картера гидроусилителя 12, поворачивают рулевое колесо попеременно влево и вправо до упора, не прилагая большого усилия, до тех пор, пока все масло не вытечет из картера рулевого механизма. После этого вывертывают фильтр из коллектора бачка насоса гидроусилителя и удаляют из бачка остатки масла. Фильтрующий элемент и сливную пробку рулевого механизма промывают растворяющим эмульгирующим средством AM-15 или Ритм-76 либо моющим раствором МС-6 или МС-8, обдувают сжатым воздухом и устанавливают на место. Через воронку с двойной сеткой в бачок насоса заливают 2 л чистого масла марки "Р" (заменители — масло веретенное АУ или АУп) и сливают его, поворачивая рулевое колесо попеременно влево и вправо до упора. В отверстие картера рулевого механизма ввертывают сливную пробку, снимают резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и на его сферическую головку надевают прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опускают в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, заполненный маслом до половины объема. 

Установив на место крышку бачка насоса, поворачивают рулевое колесо влево, но не до упора, а до начала сжатия центрирующих пружин, что определяют по возрастанию усилия на рулевом колесе. Сняв пробку заливной горловины на крышке бачка насоса, заливают масло в бачок, пока уровень не прекратит понижаться. После этого, отвернув на 1/2...3/4 оборота перепускной клапан рулевого механизма, удаляют из системы воздух. Для этого пускают двигатель и при работе на минимальных оборотах доливают масло в бачок насоса, не допуская снижения его уровня, до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан. После этого завертывают перепускной клапан и поворачивают рулевое колесо вправо до начала сжатия центрирующих пружин, а затем возвращают его в левое положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, вновь отвертывают перепускной клапан на 1/2...3/4 оборота и завертывают его после прекращения выделения пузырьков воздуха. Эту операцию повторяют не менее двух раз, пока из перепускного клапана не пойдет чистое, без пузырьков воздуха, масло. Уровень масла при этом необходимо поддерживать между метками на указателе уровня. 

Остановив двигатель, снимают с головки перепускного клапана шланг и надевают на нее защитный колпачок, еще раз проверяют уровень масла и при необходимости доводят его до нормы, устанавливают на место пробку заливной горловины бачка и присоединяют продольную рулевую тягу к сошке рулевого механизма. 

При подготовке автомобиля к осенне-зимнему периоду эксплуатации заменяют рабочую жидкость в гидроприводе сцепления и прокачивают систему. Для этого снимают пробку 5 (см. рис. 2.23, б) с бачка 4 гидропривода сцепления, отсоединяют от переднего корпуса 11 (см. рис. 2.23, а) пневмоуси-лителя трубопровод 10 подвода рабочей жидкости и вывертывают пробку 13 слива конденсата из корпуса пнев-моусилителя. Слегка нажав на педаль сцепления, удаляют рабочую жидкость из гидропривода сцепления и конденсат из пневмоусилителя. 

Присоединив трубопровод 10 к пневмоусилителю и ввернув в его корпус пробку 13, заполняют бачок гидропривода сцепления через воронку с сеткой тормозной жидкостью "Нева" или "Томь" до уровня на 15...20 мм ниже верхней кромки горловины бачка. Очистив и сняв резиновый защитный колпачок с перепускного клапана 14, надевают на его головку резиновый шланг, открытый конец которого опускают в стеклянный сосуд, заполненный тормозной жидкостью до половины его объема. Нельзя смешивать тормозную жидкость различных марок. Резко нажав три-четыре раза на педаль сцепления до упора и удерживая педаль нажатой, отвертывают на 1/4... 1/3 оборота перепускной клапан 14. После прекращения выхода через шланг тормозной жидкости с пузырьками воздуха завертывают клапан и доливают жидкость в бачок. Операцию повторяют до прекращения выделения пузырьков воздуха из тормозной жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд. При прокачивании добавляют тормозную жидкость в бачок, не допуская снижения ее уровня в бачке ниже 40 мм от верхней кромки горловины бачка во избежание попадания воздуха в систему. По окончании прокачивания, удерживая нажатой педаль сцепления, завертывают до отказа перепускной клапан, после чего снимают с его головки шланг и надевают защитный колпачок. Тормозную жидкость доливают до нормального уровня (15...20 мм от верхней кромки заливной горловины бачка). 

Качество прокачивания можно определить по величине полного хода толкателя 17 поршня пневмоусилителя, который должен быть не менее 25 мм. Полный ход толкателя пневмоусилителя проверяют при нажатии педали сцепления до упора. 

При подготовке автомобиля КамАЗ-4310 к осенне-зимнему периоду эксплуатации смазывают через пресс-масленки смазкой Литол-24 (заменители — Солидол "Ж" или Солидол "С") передние направляющие ролики 1 (рис. 3.32), первый и второй опорные ролики 2, третий опорный ролик 3, задние направляющие ролики 4 троса лебедки, опору вала барабана лебедки 9 и ходовой винт 14 тросоукладчика. Оси направляющих роликов 13 смазывают несколькими каплями моторного или трансмиссионного масла.

Рис. 3.32. Места смазки лебедки: 1 — передние направляющие ролики; 2 — первый и второй опорные ролики; 3 — третий опорный ролик; 4 — задние направляющие ролики; 5 — трос; 6, 7. 8 — задний, промежуточный и передний карданные валы; 9—барабан лебедки; 10 — редуктор; 11 — ведомая звездочка; 12 — корпус направляющих роликов тросоукладчика; 13 — направляющие ролики тросоукладчика; 14 — корпус ходового винта 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru